Горячекатаный листовой прокат

 

Горячекатаный листовой прокат — довольно популярный металлургический продукт со своим особым сортаментом. При его покупке следует обязательно уяснить отличия от холоднокатаных металлических листов из металла С245 и других марок. Это позволит определить, что лучше в конкретном случае: холодный или все же горячий металл.

Особенности производства

Уже из названия очевидно, что горячекатаный листовой прокат создается при высоком нагреве металла. Его температуру необходимо поднять как минимум до 920 градусов. Затем заготовки отправляют на прокатные станы, где за счет прогона в промежутке валков обеспечивают пластическую деформацию. Для обработки могут применять сталь С245 и другие сплавы по выбору технологов. Прокатные станы могут выпускать:

  • плитный;
  • листовой;
  • полосовой (затем скатываемый в рулоны) металл.

Выходя из валков, прокат подвергается воздействию рольгангов, моталок для скручивания в рулоны, систем разматывания рулонов, режется, правится и так далее. Но начальным этапом является прогрев в специальных печах (куда подают слябы при помощи отдельных механизмов). Прокатка после выдачи разогретого металла на функциональную клеть проходит неоднократно. В некоторых прогонах сляб может подаваться поперечно либо под определенным углом. За правку отвечает так называемая правильная машина.

Дополнительно может практиковаться:

  • остужение в специальных холодильниках;
  • контроль качества;
  • разметка под дальнейшую обработку;
  • обрезка кромок и краев;
  • нарезка на листы с заданными размерами;
  • вспомогательная прокатка в холодном режиме (для повышения гладкости и улучшения механических параметров).

В некоторых случаях сталь оцинковывают и покрывают полимерами. В целом горячая прокатка встречается гораздо чаще, чем холодная обработка. Такой метод манипуляций позволяет эффективнее справляться со структурной неоднородностью и неоднозначным распределением веществ в толще материала. Рулонные листы полагается ровно отрезать по длине и ширине, обязательно контролируется отсутствие заусенцев и трещин, раковин и включений шлака. Также не допускается присутствие:

  • закатов поверхности;
  • пузырей;
  • вкатанной окалины;
  • расслоений.

Продвинутые предприятия используют непрерывные широкопрокатные станы. Станы дополняют системами автоматического контроля. Слябы останавливаются точно против загрузочных отверстий, потому что за это отвечают специальные сигнальные автоматы. Процедура прогрева может занимать несколько часов, и она не менее ответственна, чем, собственно, прокатка. На черновой группе клетей:

  • ломается окалина;
  • проходит начальная прокатка;
  • боковины обжимаются до требуемой ширины.

Летучие ножницы — самая важная часть чистовой группы клетей. Именно на них обрезают начало и конец полосы. После окончания обработки на этой группе машин заготовки далее транспортируются при помощи выходного рольганга.

Ускоренное отведение тепла обеспечивается за счет подачи воды. Сматывание рулонов разной толщины производится на разных моталках.

Сортамент

Типовое обозначение и классификация листового проката должны соответствовать требованиям ГОСТа 19904 от 1974 года. Обычная толщина листов может составлять (в миллиметрах):

  • 0,4;
  • 0,5;
  • 0,55;
  • 0,6;
  • 1;
  • 1,8;
  • 2;
  • 2,2;
  • 3;
  • 3,2;
  • 4,5;
  • 6;
  • 7,5;
  • 8;
  • 9;
  • 9,5;
  • 10;
  • 11;
  • 14 мм.

Встречаются и более толстые продукты:

  • 20;
  • 21,5;
  • 26;
  • 52;
  • 87;
  • 95;
  • 125;
  • 160 мм.

Тонкие горячекатаные листы обычно делаются из металла увеличенной прочности. Для изготовления котлов и других работающих под давлением емкостей применяют низколегированные, углеродистые и легированные стали. Дополнительно выделяют:

  • листы для холодной штамповой обработки;
  • сталь для судостроения;
  • сплав конструкционный с низким уровнем легирования для сооружения мостов;
  • листы высокой и стандартной точности;
  • металл максимально высокой и высокой плоскостности;
  • лист улучшенной плоскостности;
  • сталь с нормальной плоскостностью;
  • изделия с обрезной либо необрезной кромкой.

Сравнение с холоднокатаными листами

Горячекатаные металлические листы преимущественно используются не сами по себе, а для дальнейшей обработки и применения в отдельных отраслях. Их характеристики очень привлекательны для:

  • общего машиностроения;
  • производства вагонов;
  • сооружения автомобилей и специальной техники (заметная доля металлов, для которых это именно горячий прокат);
  • кораблестроения;
  • производства товаров широкого потребления.

Между конкретными марками проката могут существовать серьезные отличия. Они имеют те или иные химические и физические свойства сообразно целям применения и условиям эксплуатации. Горячая сталь лучше холодной: она отличается большей дешевизной. Толщина прокатанного в разогретом состоянии металла может составлять 160 мм, а вот холодная обработка не позволяет получить слой толще 5 мм.

Точность прокатывания — вот основная проблема горячих листов стали. Она связана с неоднородностью разогрева по площади, а также с трудностями отвода тепла и иными сложностями. Но эти проблемы гарантированно меркнут на фоне ценового преимущества. Оно позволяет воплотить полномасштабные проекты, не неся больших затрат.

Достоинствами такого металлургического продукта также выступают:

  • пригодность для дальнейшей штамповки;
  • приличный уровень сварочных качеств;
  • отменная механическая прочность;
  • сопротивляемость разнородным нагрузкам;
  • малая подверженность износу;
  • длительный период эксплуатации (при условии тщательной обработки антикоррозийными составами).

При пропуске металла сквозь прокатные валки он становится постепенно все тоньше. Дополнительно появляется возможность придать поверхности разную геометрическую конфигурацию. На кровельные материалы отпускают профилированные листы. Машиностроительные предприятия чаще покупают плоские листы, если нет особых предпочтений. Марку стали для проката выбирают, учитывая необходимую пластичность, прочность и иные факторы.

Востребованностью отличаются сплавы Ст3 и 09Г2С. Они подходят для производства металлопроката общего назначения. Для работы с углеродистым и слаболегированным сырьем применяются нормы ГОСТа 11903 от 1974 года. Этот норматив предусматривает толщину слоя от 0,5 до 160 мм. Если планируется выпуск проката из добротного конструкционного сплава, желательно следовать нормам ГОСТа 1577 от 1993 года. Для сравнительно тонкого продукта термообработка не требуется. Стандарт от 1980 года прописывает нормы для производства особенно прочного проката. Толщина такого товара не превышает 4 мм.

Ширина по умолчанию ограничена 50 см. Однако соглашение между производителем и потребителем позволяет менять этот показатель. Могут использоваться сплавы 09Г2С, 14Г2, а также 16ГС, 17ГС и ряд других вариантов.

0 Комментарии


СВЕКЛОН